суббота, 13 июля 2013 г.

Еще раз об антикультизме и семье


Истории о распавшихся, якобы  из-за свидетелей Иеговы,семьях один из  основных жанров антикультисткой и  отступнической  пропаганды. Они пишутся таким образом, что проверить достоверность информации не представляется возможным, материал подается  с огромным количеством эмоционально-окрашенной лексики, факты идут   вперемешку с домыслами журналистов. Цель таких историй – повлиять на эмоции, вызвать чувство страха перед свидетелями Иеговы, неприязненное отношение к ним, закрепить в массовом сознании миф – если жена(муж) стали общаться со свидетелями Иеговы – семья обречена на распад. Очень редко написанием таких статей  занимаются честные и квалифицированные журналисты, которым интересно вникнуть в проблему  и разобраться в ее причинах, и действительно помочь человеку. В большинстве случаев статьи пишутся  на заказ, и для журналиста хруст конкретных купюр гораздо важнее абстрактных этических принципов. Отличительной особенностью жанра стали комментарии антикультистов, бывших свидетелей Иеговы,  психологов, явная или скрытая реклама “реабилитационных” антисектантских центров, консультантов по выходу и их литературы.
Если  анализировать такие  статьи критически, непредвзято и без лишних эмоций,  то часто в них действительно можно видеть истинные причины разрушения семьи, хотя журналисты и акцентируют все внимание  на свидетелях Иеговы. Истории пишутся буквально по шаблону, в который для придания драматизма. вносят дополнительные факты. Иногда, между делом, как совершенно обыденные вещи, упоминаются подробности от которых у нормального человека, воспитанного в цивилизованном обществе кровь стынет в жилах. В статье “ В  моем доме  радости не стало…” газеты “Всеволожские вести” описывается два шаблонных семейных случая. В первом из них муж и мать женщины . решившей стать свидетелем Иеговы, обратились к  православному  священнику. Тот их очень ободрил:”Батюшка внимательно выслушал посетителей, а потом спросил женщину: «Сколько времени ваша дочь ходит на собрания?» - «Месяцев восемь». - «Считайте, что у вас больше нет дочери», - вздохнул собеседник и рассказал о том, кто такие Свидетели Иеговы.” Что может рассказать православный священник, о свидетелях Иеговы  не трудно догадаться. О том  что священник мог дать объективную информацию о свидетелях Иеговы  думать просто нелепо.  Вопрос, могла ли такая информация укрепить семейные отношения, риторический. Но в статье на него есть ответ, Не получив помощи и совета от священника, муж с тещей, обратились к  психиатру. Тот посоветовал: “«Нужно на восемь месяцев изолировать женщину и допускать к ней только православного священника. Кроме него, никто не сможет поставить ее голову на место.”  Если врач дает такие  советы, то возникает сомнение кому требуется лечение – врачу или его пациентам. А если серьезно врач дал преступную по  сути  рекомендацию, применить методику известную как депрограмированние – изоляцию человека и применения к нему различных форм психологического давления и принуждения с целбю изменения его религиозных или политических убеждений. Метод считается преступным и незаконным в большинстве  развитых стран. Поскольку  жена отказалась от общения со священником и психиатром, муж решил “спасать” ее самостоятельно совершив при этом все возможные ошибки – начитался грязи в Интернете про свидетелей Иеговы, проконсультировался с бывшими свидетелями Иеговы и антикультистами, стал ежедневно спорить с супругой на религиозные темы, провоцируя скандалы и доводя жену до истерики. И  при этом все фиксировал для использования в  суде. В результате  добился права опеки над ребенком, который из-за семейного конфликта стал бояться  матери и  прошел под руководством психолога “антисектантскую” обработку, получив, по словам журналистов “абсолютный иммунитета  против сект”. Какие  ассоциации у вас возникают в  свяжи с этим случаем?  Наверное с недавним тоталитарным советским прошлым, где от инакомыслия  лечили в  психиатрических лечебницах. И не важно правдивые или нет истории об обращении  родственников к психиатрам, важно другое – то что об этом пишут как об чем то обыденном и  нормальном, и пишут в обычных районных газетах, которые  слишком дороги что бы  в них заворачивать селедку, а значит те кто покупает эти газеты их все же читают, а поскольку  газеты у  нас привыкли читать люди воспитанные еще в СССР, то ксенофобские идеи ложатся на  благодатную почву  сознания  мучающихся ностальгией советских ментальных эмигрантов.
Для цивилизованного и образованного человека понятно  что причина  распада семьи, не в новых религиозных убеждениях матери, а в  интолерантнсти к ним со стороны семьи.  Причем интолернатность основательно подогрели представитель традиционной  религии, врач- психиатр, психолог, чиновники отдела опеки. Те кто мог помочь спасти семью, сделали все  что бы ее  разрушить.  Мужей-деспотов, психологических насильников, журналисты  выставляют героями. В свете  описанного случая, в котом антикультисткая помощь привела к  распаду семье, психологической травме  матери и ребенку, автор статьи рекламируют антикультисткую литературу. Но ведь она описала два случая когда использование такой литературы привело к  распаду семьи. Зачем рекомендовать явно не эффективные материалы, которые не способствуют  сохранению семейных отношений? Напрашивается один нехороший вывод, это только мое предположение и я не берусь  утверждать его со всей  определённостью – развал религиозно разделенных семей свидетелей Иеговы, при помощи антикультисткой  пропаганды, один из методов борьбы со свидетелями Иеговы. В случае  распада религиозно разделенной семьи, исключается возможность что свидетелями Иеговы со временем, станут другие члены семьи, практически исключается  право на религиозное воспитание детей родителями –свидетелями Иеговы, создаются  случаи для поддержки мифа о распаде семей из за свидетелей Иеговы, доведение  свидетелей Иеговы в разделенных семьях до психических расстройств, дает повод для распространения  мифов об опасности свидетелей Иеговы для психического здоровья, и  возможности применения к ним арсенала карательной  психиатрии и принудительного изменения религиозных убеждений. 

4 комментария:

  1. Сергей,как вы считаете,на основании описанного вами случая,считают ли "мирские",что СИ применяют какие то средства психологического воздействия на своих адептов,кроме как убеждение на основании логики в понимании христианских учений?
    Если нет-вопрос второй:
    Как квалифицировать их методы по отношению к не утвержденным,сомневающимся СИ по выводу их из Организации,с помощью так называемых психотерапевтов? Не насилие ли это над психикой?
    Вопросы как к специалисту в области психотерапии,если можно поподробнее и откровеннее,без "реверансов".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1) Антикультисты верят, что нетрадиционные религии используют "контроль сознания", манипулятивные приемы, НЛП, гипноз. С научной точки эти утверждения не доказаны. Свидетели Иеговы не используют методов убеждения, которые не выходят за рамки известных еще с античности методов риторики, современной педагогики и дидактики.
      2) Есть разные методы психотерапии, которые могут быть довольно неприятными для клиента. Но на психотерапию клиент дает информированное согласие, и ему объясняют возможности и недостатки метода, возможные неудобства и т. д.. Клиент психотерапевта сам формулирует запрос и терапевт только помогает клиенту этот запрос реализировать.
      Но если психотерапевт работает против воли пациента, по просьбе третьих лиц, и его работа направлена на изменения религиозных убеждений пациента, то это однозначно насилие над личностью. Так же насилием является использование в таких случаях психофармакологических средств. В случае же "консультаций по выходу",когда клиент может прекратить беседу в любой момент, применяются ряд манипулятивных приемов. что бы клиент етого не сделал. Когда-нибудь напишу об этих методах подробнее.

      Удалить
    2. Если так,-за вами подробнейшая статья,"ловлю" на слове.

      Удалить
  2. ну у нас в русской федераций все с ног на голову перевернуто и если в серьезных газетах как комсомольская правда есть возможность опровергать домыслы о си и как то читал на комсомолке рассказ мужа бедного что его жена стала си и развелась с ним и забрала детей и все скандалы в семье этого мужчины начинались из за праздников что жена их не отмечает в месте с мужем и детьми и всем было жалко здорового мужика который может о себе позаботится и все ругали хрупкую женщину си какая она плохая и могли проявить здравомыслия о том что все праздники у нас в русской стране сопровождается обильными алкогольными попойками и за того что он пьянствовал и ее и детей бил она с ним и развелась а не по причине религий си и я ему посоветовал бросать пить и бить жену и детей и тогда жена си вернется к нему и комсомолка это опубликовало .харлан евгений

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Автор приветствует комментарии с существенными замечаниями по теме статьи от любого читателя вне зависимости от его религиозных убеждений и мировоззрения. Не пропускаются нетерпимые, неадекватные, провокационные комментарии. Дискуссии в комментариях не желательны.